Нехватка водителей общественного транспорта становится серьезной проблемой для многих регионов России. Решают ее по-разному. Где-то увеличивают заработную плату, где-то привлекают водителей работой на новых автобусах, где-то создают более комфортные условия труда, а где-то привлекают водителей из других регионов и даже стран ближнего зарубежья.
Об этой проблеме, мы поговорили с директором предприятия «АвтоГрад 55», Фазылом Залялитдиновым.
– Фазыл Фатыхович, насколько процентов сегодня ваше предприятие укомплектовано водителями?
– Проблема очень серьезная. На сегодня, нашему предприятию необходимо на 30% больше водителей. И подобная ситуация, не только на нашем предприятии.
– На ваш взгляд, с ч ем это связано?
– Я работаю в сфере пассажирских перевозок, более 20 лет, и «летний», сезонный дефицит водителей был всегда: кто-то идет в отпуск, кто-то хочет летом сделать ремонт, кто-то больше времени уделяет саду-огороду. Но такой «провал» по водителям, мы ощущаем впервые. Факторов много: и отсутствие молодой смены (средний возраст водителей 45 – 55 лет), и непростой график работы, и большая эмоциональная нагрузка. Перевозка пассажиров, это не просто перевозка грузов – это большая ответственность, за каждого человека!. Ну и последствия короновируса, тоже сказывается.
– Как в вашем коллективе отнеслись к необходимости пройти вакцинацию от COVID-19?
– Мы провели общее собрание. Мнения были разные. Но после выступления двух сотрудников, которые переболели этим вирусом, большинство высказалось за вакцинацию. К сожалению, мы не можем поставить прививки сразу всем водителям, так как из=за реакции на вакцину, рискуем одномоментно не выпустить на маршруты много автобусов. Поэтому установили график и к концу августа, все наши водители будут привиты. Есть два-три сотрудника, которые пока воздержались от вакцинации, но и эту проблему тоже решим.
– Есть мнение, что водителей нехватает, потому что и график работы сложный и зарплата не соответствует желаемому уровню кандидатов. Что скажете по этому поводу?
– Мало кто доволен своей зарплатой. Но я скажу так: на нашем предприятии водители на зарплату не жалуются, так как она выше средней по рынку. Но платим мы ее не просто так. Каждый кандидат проходит в начале стажировку, под руководством более опытного наставника. За этот период, мы тоже изучаем вновь поступившего водителя. Смотрим, как он вольется в коллектив, на какой маршрут его поставить, какой класс автобуса ему больше подходит малый или средний. А что касается графика работы, то практически на всех пассажирских предприятиях условия примерно одинаковы.
– Не пробовали обращаться в службу занятости?
– Пробовали, но опыт получился отрицательный, поэтому подбор кандидатов полностью взяли в свои руки. Нам нужны не только водители. Нам нужны и толковые механики и автослесаря. И в этой сфере, тоже есть своя специфика: ремонт автобусов, это не ремонт легковушек, здесь кроме знаний и умений нужна еще и физическая сила. Но и зарплата у них, соответствующая – высокая!
– Где же выход?
– Как я уже сказал, дефицит водителей, не только у нас. Такая же проблема и у других перевозчиков, и у муниципальных предприятий. Поэтому, проблему дефицита водителей нужно решать общими усилиями. Возможно, власти структуры области, могли бы организовать обучение (переобучение) молодых водителей с категории В и С на категорию – D. Для бюджета области обучение 100 – 150 водителей, небольшие затраты. Проблем с трудоустройством не будет. Такого рода переобучение, из числа желающих найти работу, будет способствовать устойчивой и бесперебойной работе общественного городского транспорта. Если для этого нужно составить список необходимого количества водителей автобусов, от всех перевозчиков, мы готовы вместе с Департаментом транспорта такую работу проделать. В одиночку, с таким дефицитом водителей, частным перевозчикам не справиться.